Гид в Италии Светлана синица

Виа Аппия в Риме. Via Appia.

Виа аппиа Антика в Риме.

Виа аппиа Антика в Риме.

Виа Аппия- первая консульская дорога в Риме. 

Аппиева дорога ,самая известная из Консульских дорог, прозванная еще в древности "Царицей дорог". 

И поныне в своей пригородной части окаймлена античными гробницами, храмами и катакомбами.Эти свидетельства старины вошли в археологическую зону Аппиевой дороги , которая, начинаясь у ворот святого Себастьяна , тянется на протяжении 9 км среди рощ морских сосен и культивированных полей. 

Дорога , устроенная в 312 году  до Р.Х. цензором Аппием Клавдием Слепым , по его имени она и получила название- предназначалась для связи Рима с Альбанскими холмами. 

Тот же Аппий продолжил ее до Капуи , а затем в 190 году до Р.Х. ее довели до Бриндизи. 

Дорогу активно использовали еще в Средневековье , но потом она пришла в упадок и была вновь расчищена только в XVIII веке при Папе Пии VI. 

В XIX в. родилась идея образовать, на базе первоначального участка дороги , археологическую зону , формирование , которой сейчас завершается. 


Катакомбы на виа Аппия.

В эпоху древнего Рима существовал закон погребения за городской чертой , и поэтому, после возведения Аврелиевых стен , вдоль Аппиевой дороги и других Консульских дорог стали появляться усыпальницы , гробницы и мавзолеи , сохраняющие и доныне свое древнее величие. 

Среди них –гробницы Аннии Регилы и Цецилии Метеллы (последняя в средние века была частью гробницы Каэтани). Красота и покой этих мест были причиной появления здесь храмов и патрицианских особняков. 

Так , в начале IV в. у Аппиевой дороги возник последний Императорский дворец Древнего Рима , возле которого возник также цирк Максенция и семейная усыпальница , мавзолей Ромула , поставленная Максенцием , где был погребен его юный сын и другие члены рода. 

С распространением христианства вдоль аппиевой дороги появились , помимо языческих гробниц , могилы последователей новой религии. 

Уже с конца II в. тут стали появляться общественные погребения –вследствии местных традиций и из практических соображений христиан хоронили в подземельях. 

Для этих кладбищ часто использовались уже существующие карьеры пуццолана и туфа , которыми особо богаты недра Рима. Таким образом тут возникли катакомбы. Название «катакомбы» появилось от слова cumba , что означает ров , полость. 


Вид на Виа Аппиа в античности за городской стеной.

Вид на Виа Аппиа в античности за городской стеной.

Картина Винченцо Джиова "Виа Аппиа". Так выглядела дорога двести лет назад. 

Картина Винченцо Джиова "Виа Аппиа". Так выглядела дорога двести лет назад. 

 

Подземные кладбища простиравшиеся на километры и имевшие разветвленную сеть галерей и переходов. 

В первые два столетия каткомбы служили исключительно для погребений , где отправлыялся культ мертвых с соответствующими литургическими службами и так называемыми rifrigeria (поминки). 

 В VI-VII вв. катакомбы играли роль святилищ ,посвященных мученикам: в результате они получили название memoriae (мемориальные места). Подобное использование вызвало изменение структуры катакомб , где были устроены небольшие подземные базилики , а так же лестницы. 

Особое значение катакомбы приобрели , когда римляне спасали святыни и утварь. На аппиевой дороге самыми древними являются так называемые катакомбы Св.Каллиста , упоминавшиеся еще в начале III в. когда Папа Зеферин поручил надзор за ними своему диакону Каллисту. 

Впоследствии Каллист , взойдя на престол Св. Петра , превратил эти катакомбы в официальное кладбище Римской Церкви. Здесь похоронили многочисленных Пап, в том числе Сикста II , замученного в 258г. во время преслодований императора Валериана. 


 

В то же самое время и мощи апостолов Петра и Павла были перенесены и временно размещены в ближайших катакомбах Св. Севастиана , в результате чего они получили название «Апостольское мемориальное место в катакомбах». 

Только позднее эти катакомбы , как и стоящая над ними базилика , были посвящены Св.Севастиану , римскому сотнику , казненному во время гонений Диоклетиана на Палатинском стадионе (его мощи были помещены в базилику). 

 Начиная с XI в. ,мощи и святыни стали переносить из катакомб в городские церкви и базилики , и таким образом подземелья потеряли свое значение и были вскоре забыты. 

Интерес к этим великим свидетельствам зари христианства вновь возник в XVI в., когда ученый и археолог Антонио Бозиа , изучая Консульскте дороги , в том числе и Аппиеву , обнаружил входы в примерно тридцать катакомб. 

Тем не менее должен был наступить XIX век , когда началось систематическое изучение катакомб, в результате чего в них стал открыт доступ пилигримам и поклонникам старины.

Развалины античных усыпальниц и гробниц на виа Аппиа в Риме.

Развалины античных усыпальниц и гробниц на виа Аппиа в Риме.