Италия с гидом
Беноццо Гоццоли и его капелла волхвов во Флоренции
В самом центре итальянского города Флоренция, столетия назад считавшегося столицей олигархической династии герцогов Медичи и Итальянского королевства, расположен уникальный дворец-особняк – Палаццо Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi).

Лучшей достопримечательностью бывшего родового замка герцогов Медичи считается их семейная часовня, именуемая Капеллой волхвов. Ее росписью занимался итальянский художник Беноццо Гоццоли, один из лучших представителей флорентийской школы живописи XV века.

О бедном художнике замолвим слово

Прежде чем рассказать о красоте Капеллы волхвов, пара слов о самом художнике. Флорентийцу Беноццо Гоццоли, родившемуся в семье бедного портного, повезло жить и работать во времена настоящего расцвета флорентийского искусства. Так что бедным его можно назвать условно, став знаменитым художником, он потом неплохо зарабатывал.

Благодаря его фрескам в Капелле волхвов сегодня мы можем увидеть, как выглядел живописец. Он запечатлел свой автопортрет в шествии толпы. Изобразил себя в красной шапочке, да еще и подписал ее: Opus Benotii (работа Беноццо).

На фресках он еще довольно молодой. Ему было всего 39 лет, когда он получил заказ на роспись стен часовни в Палаццо герцогов Медичи. Над выполнением этой работы он трудился в течение двух лет (по другим источникам, пяти лет) и увековечил свое имя на века.

Уже на пороге 50-летия, заслужив славу уникального мастера фресок, Беноццо Гоццоли поручили завершить один из самых грандиозных проектов – роспись длинной северной стены на монументальном кладбище Кампосанто в Пизе. Этот заказ им и его учениками выполнялся 15 лет.

Как написал потом искусствовед Вазари в своих жизнеописаниях художников, это была работа, которая могла бы напугать «целый легион живописцев», но только не Беноццо. К сожалению, бомба, упавшая на кладбище в 1944 году, уничтожила большую часть фресок, восстановление которых еще не завершено.

Часовня как сказочная шкатулка

Капелла волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди представляет собой достаточно небольшое помещение, состоящее из двух комнат. Сравнение, которое напрашивается при первом взгляде на часовню изнутри, – это сказочная шкатулка.

В отличие от других внутренних интерьеров церковных зданий, роспись стен выполнена не в традиционном цикле разрозненных фресок, а сплошным ковром. Беноццо Гоццоли написал единую целостную композицию – «Шествие волхвов в Вифлеем».

Традиционно художники Средневековья использовали в церковной живописи сюжет поклонения с дарами трех волхвов новорожденному Иисусу. Беноццо Гоццоли написал монументально торжественную процессию шествия волхвов с целой толпой людей в Вифлеем.

Композиционно полотно фресок расположилось следующим образом:
  • на восточной стене изображено шествие молодого короля (волхва) в окружении пеших пажей;
  • на южной стене – окружение среднего короля (волхва);
  • на западной стене – процессия старого короля (волхва).

В сюжете шествия нет изображений ни новорожденного Христа, ни богоматери. Зато живописец талантливо выразил на полотне светскую роскошь семьи Медичи, на заднем плане – вполне светские сюжеты, например, сцены охоты с собаками за оленями и красочные живописные пейзажи.

Ба, знакомые все лица…

Как бы ни хотели сказать это историки и искусствоведы, но пока не торопятся. Хотя без сомнения, Беноццо Гоццоли, беспрекословно слушавшийся своего высокопоставленного заказчика, правителя Флоренции Пьеро Медичи, постарался изобразить на фресках всех членов семейства Медичи, ближайших родственников и многих их современников.

Всего на картине изображены 150 человек, как богатых аристократов в роскошной одежде на нарядно украшенных лошадях, так и их прислуги, среди которых есть даже черный афроамериканец. Одновременно присутствуют и простые люди из низов, например, пастухи, пасущие стада овец.

Например, некоторые исследователи считают, что образы трех волхвов схожи с лицами семьи Медичи (трех королей: старого Козимо Старшего, среднего Пьеро Подагрика и молодого Лоренцо Великолепного). Хотя другие ученые видят во втором волхве византийского императора Иоанна VIII Палеолога. А в третьем короле многие вообще разглядели константинопольского патриарха Иосифа. В общем, мнения ученых умов кардинально расходятся.

В паре юношей, сидящих в верхом на рыжем и белом скакунах, возможно изображены сын герцога Милана Галеаццо Мария Сфорца и правитель Римини Сиджизмондо Малатеста. С гепардом на светло-рыжем коне восседает в голубом камзоле, по мнению исследователей, Джулиано Медичи.

В трех юных пажах, находящихся позади второго волхва, исследователи видят переодетых в мужскую одежду сестёр Лоренцо: Бьянку, Наннину и Марию. Однако многие герои на полотнах слишком идеализированы, чтобы можно было точно опознать в них родственников и людей времен Медичи. Исследователи продолжают искать сходства портретов с реальными людьми, жившими в те годы.