Италия с гидом
Изображение груди Богоматери в живописи
Объяснение того, почему Дева Мария протягивает грудь младенцу, как правило, звучит таким образом: "Сын мой, помилуй людей ради меня. Вспомни, что я вскормила тебя своей грудью". Мадонна - заступница людей перед Божьим сыном.
Удивительно, но сотни лет назад людей не смущали такие изображения Богоматери.
Жан Фуке "Богоматерь с младенцем" около 1450, Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Жан Фуке изображает не только обнаженную грудь у любовницы французского короля, но пишет ее в образе Девы Марии. Кажется, никто не удивлен обнаженной груди, так же, как и огромным кистям рук Агнессы Сопель (так звали изображенную здесь мадам). Ну грудь, ну и что? Как сейчас никто не удивляется видя уши, ноги, руки.

А вот открытые руки, или открытый рот могли публику шокировать и удивить.
В 1506 году Микеланджело Буонаротти заканчивает писать "Святое семейство", сразу же вызвавшее сильнейший скандал.
Дело в том, что Микеланджело изобразил Мадонну с обнаженными руками, как крестьянку.
Причем, никого не смущали обнаженные мужчины на заднем плане. А вот открытые руки Мадонны, были прямо невыносимы.
Возникает вопрос : кого-то можно " раздевать" на картинах, а кого-то нельзя?

Микеланджело Буонаротти "Святое семейство" (Тондо Дони) 1505-1506 Галерея Уфицци Флоренция
Казалось бы, нельзя обнажать Мадонну, она же Богоматерь. Но, посмотрите, художники изображали Богоматерь даже с обнаженной грудью. А ведь грудь более интимная часть тела, чем рука.
Слева: Джентиле Да Рокка "Мадонна Млекопитательница" около 1283 Национальный музей живописи, Л'Агвила. Справа: Леонардо Да Винчи " Мадонна Лита" около 1490 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Барнаба да Модена Мадонна Млекопитательница 1370-1375 Лувр, Париж
Грудь Богоматери изображали художники и в эпоху Ренессанса и в средневековье. А самое первое известное изображение Девы Марии с обнаженной грудью было найдено с Риме в катакомбах Св. Пресциллы. И датируется II веком н.э. Мадонна изображена, кормящей младенца и с обнаженной грудью.
Мадонна Млекопитательница II век, катакомбы Святой Присциллы, Рим
Писали Деву Марияю кто и как умел, грудь обнаженная была то правая, то левая. И удивительно, что художники могли изображать грудь то у плеча, то вообще у талии. Казалось, что чем неудачнее место для груди выбирал художник, тем лучше.
Не могу поверить, что художники не знали как выглядит и где расположена женская грудь. Скорее всего, так делали, что бы убрать лишнюю " сексуальность" с изображения.

В XVI веке Тридентский собор постановил, что у Богоматери могут быть открыты только те части тела, которые допустимы у приличных женщин - лицо и кисти рук.
Но до этого собора художники много чего успели нарисовать, причем такого, что диву даешься.

Ну если есть грудь Девы Марии, то должен быть и " продукт". И повсеместно появляются сосуды с молоком Девы Марии.
Бесчисленные сосуды с молоком Девы Марии были помещены как реликвии в различные церкви, где они, согласно свидетельствам, исцеляли верующих от различных болезней, включая слепоту и рак. В XVI веке протестант-реформатор Кальвин, говоря о сосудах с молоком Девы Марии, которые можно было встретить по всей Европе, язвительно заметил в своей «Описи реликвий»,
что «нет ни одного города, сколь бы мал он ни был, нет монастыря мужского или женского, пусть и малочисленного, которые не владели бы им в большем или меньшем количестве… Будь даже молока у Пресвятой Девы больше, чем дает корова, и даже корми она [Иисуса] грудью всю свою жизнь, едва ли ей удалось бы дать такое количество молока, которое выставлено». В таком циничном тоне он продолжает и задает вопрос: «как же собирали… это молоко, чтобы сохранить его до наших дней?».