Италия с гидом
Джан Лоренцо Бернини
На страницах истории искусств имя Джан-Лоренцо (Джованни) Бернини вписано как основоположника канонов барокко в скульптуре и величайшего архитектора 17-го века. Его шедевры нашли воплощение на улицах Рима и главной площади Ватикана. Это он автор овальной колоннады, которая как ладони рук, с многрядными скульптурами огибает серце Ватикана, главную площадь напротив Собора Св. Петра. Разносторонняя одаренность мастера оставила отпечаток в облике базилик, фонтанов, дворцов, соборов, скульптур и картин.

Начало творческого пути

Джованни Бернини - неаполитанец, сын Пьетро Бернини (известного в те времена скульптора), в юности переехал по приглашению в Рим. С ранних лет он шел по стопам отца, приобщаясь к ремеслу ваятеля. Талантливый мальчик из многодетной семьи (6-й ребенок из 13) быстро перенимал секреты мастерства у отца. Как первый учитель и заботливый наставник, Пьетро сразу заметил масштабы одаренности сына и понял, что больше не может его учить. Отец не стал ломать авторскую манеру Лоренцо, благословив на свободное творчество. Биографию Лоренцо Бернини оставил его сын Доменико.

 В Риме хватало работы всем, и одаренного юношу приметил кардинал Ш. Боргезе, для которого Бернини ваял свои первые творения. Его мастерство резьбы по мрамору было оценено по достоинству не только богатыми римлянами, папами и итальянскими вельможами. Любое изваяние молодой скульптор делал настолько узнаваемым, казалось, мимика и взгляд изображаемого через мгновенье оживёт.

 Не только отец, но и все окружающие заметили талант мальчика, помогая ему осваивать искусство резьбы по мягкому мрамору. К 20-ти годам о его таланте знал весь Рим, даже папа Павел V заказал ему бюст с натуры. Работа превзошла все ожидания, и далее у Бернини не было недостатка в заказах, включая папский двор.

 Джанлоренцо, как его называли современники, одна из немногих разносторонне одаренных личностей, чей гений был по достоинству оценен при жизни. Ему давали возможность творить при 8 папах. Это о нём говорили, что талантливый человек «талантлив во всём», за что бы «придворный» гений ни взялся.
Любой вид искусства давался мастеру легко – архитектура и живопись, скульптура и театральные декорации, декоративно- прикладное искусство и драматургия. Большинство работ Бернини современниками и потомками признаны непревзойденными.

Спаситель Иисус Христос, находится в церкви Сан Сильвестро в Риме.
Спаситель Иисус Христос, находится в церкви Сан Сильвестро в Риме.
Проклятая душа , находится в палаццо Спанья в Риме.
Проклятая душа , находится в палаццо Спанья в Риме.

Разносторонний дар

Помимо статичных шедевров, Джанлоренцо Бернини известен в Италии и как драматург. Некоторое время он работал в театре в качестве технического работника, предлагая подъемники, вращающиеся части сцены и другие инженерные устройства для спецэффектов. Увлекшись театром в молодые годы, архитектор собственноручно изготовил несколько декораций и временных сооружений.

 Он талантливо писал комедии для праздников и сатирические сценки для карнавалов, например, «Фонтан Треви», с визуальными иллюзиями и подсветкой. Позже он стал одним из главных архитекторов Рима, используя этот опыт, а завистники и конкуренты старались сместить его с престижной должности.

 ·        Крупные архитектурные ансамбли, где стирается грань между архитектурой и скульптурой – его характерная манера, и за свои 82 года Джанлоренцо заметно преобразил облик Рима и Ватикана.

 Кстати, понятия caricatura (карикатура, рисунок) и «шарж» возникли в Италии в те времена, возможно, благодаря Бернини. Его вспыльчивый характер находил воплощение в саркастичных росчерках пера с узнаваемыми портретами окружения.

 Позже это помогало находить точное выражение и мимику аллегорических фигур, которые изумляли современников и потомков. Он предложил новый тип «саркофага», вернее, гробницы эпохи барокко с фигурками аллегорических духов.

 Другим его увлечением был дизайн - за что бы ни взялся Бернини, оно становилось совершенным образцом. Он умел работать с деревом, гипсом и металлом, поэтому оставил потомкам собственноручно изготовленную мебель, рамки для зеркал, лепнину в украшениях интерьеров, лампы и кареты. Его шедевры совмещают разную технику и материалы - мрамор разных оттенков, гипсовую лепнину и бронзу. Он мог сочеть в своих работах классические формы античности, динамизм маньеризма, чувственность барокко и внутреннюю силу Ренессанса.

 После руки великого мастера мраморная глыба становилась «дышащей плотью». Образ набожной девственницы, пораженной стрелой Божественной Любви в самое сердце, точно передан в восторженной мимике и чувственной позе. Искусствоведы признали эту работу апофеозом скульптурного мастерства, хотя Бернини завершил ее в 54 года.

 ·        Мастер неоднократно отмечал, что «Ecstasy of St. Teresa» в церкви Санта-Мария-делла-Витторио (восточная часть Рима) – его любимая работа.

 Необычайно плодотворный художник, скульптор и главный архитектор Рима внес весомый вклад в облик Рима и Ватикана. Столица Италии во многом обязана таланту Бернини. За 82 года он оставил миру множество шедевров в разных видах искусства, но не все дошли до наших дней. Утрачены многие ранние картины, наброски и эскизы, но сохранился «Автопортрет» и несколько других живописных полотен.  
 
Скульптура "Апполон и Дафна" в галерее Боргезе в Риме.
Скульптура "Апполон и Дафна" в галерее Боргезе в Риме.
Скульптура "Похищение Просерпины" в галерее Боргезе в Риме.
Скульптура "Похищение Просерпины" в галерее Боргезе в Риме.
Фрагмент скульптуры Барнини "Аполон и Дафна".
Фрагмент скульптуры Барнини "Аполон и Дафна".
Фрагмент скульптуры " Похищение Просерпины".
Фрагмент скульптуры " Похищение Просерпины".

Скульптурные шедевры

Искусство мастера скульптурного портрета выражалось не только в способе обработки мрамора. Его увлечение театром дало ему бесценный опыт – в любом сюжете он умел уловить драматическую кульминацию, экстаз чувств, наибольшую концентрацию чувств перед логическим завершением ситуации. Именно такой манерой изображения его работы заметно отличаются от статичной классической скульптуры и изваяний эпохи Ренессанса. Итальянский барокко (barocco – в переводе «вычурный, странный») пришел на смену маньеризму и ренессансу. Эти стили господствовали до конца XVI века в европейском искусстве. Скульптуры Бернини из мрамора - эталон, на них учились многие талантливые ученики из Италии и Европы.

 ·        Стиль барокко принес больше свободы в манеру ваяния, воплощение желания объединить разные виды искусства. Барочные скульптуры Бернини стали образцом для подражания – динамика, драматизм, яркая образность, идеализация, особая страсть и чувственность в каждом образе или сюжете.

 «Давид» (ок. 1624 г.) – популярный Библейский сюжет, где юный Давид изображен не в статичной позе, как у других скульпторов. Готовясь к броску камнем из пращи в голову великана, известный персонаж закусил губу и словно рассчитывает траекторию и силу удара в лоб Голиафа.  

 «Аполлон и Дафна» (1625 г., Галерея Боргезе) – еще один античный сюжет, где изумленный красавец наблюдает за перевоплощением возлюбленной в дерево. Вот уже пальцы рук и ноги обрастают листьями, а ее чувственный рот еще с надеждой взывает о помощи.  

 «Похищение Прозерпины» (1622 г., Галерея Боргезе) – скульптурная композиция по мотивам античного сюжета. Реализм превосходно передан в жесте и пальцах похитителя, сжимающего ногу юной пленницы.

 Облик Рима заметно преобразился в эти времена. Бернини пережил правление 8 кардиналов, часть из них к нему благоволили, у других он был в немилости. И все же за ним закрепилось «придворный папский любимец». Одаренному юноше с 19 лет папы и кардиналы доверяли творить свои мраморные портреты.

 Среди удивительных творений нельзя не упомянуть контрастные образы «Проклятая душа» и «Блаженная душа» (1619 г.). Они выставлены в Римском музее, но были задуманы как часть галереи аллегорий в парке Палаццо Шипионе Боргезе. Не менее интересны фонтаны, выполненные его руками:
-  «Фонтан четырех рек»;
 -  «Фонтан Пчёл» и др.

Лицо Давида скульптор изваял с самого себя. Так что это автопортрет Бернини с мраморе.
Лицо Давида скульптор изваял с самого себя. Так что это автопортрет Бернини с мраморе.
Скульптура Давида в галерее Боргезе в Риме.
Скульптура Давида в галерее Боргезе в Риме.

Слава мастера за пределами Рима

Впоследствии одаренному ваятелю стали заказывать мраморные портреты за пределами Италии – кардиналы, короли и члены их семейств. Он предпочитал работать с живой натуры, и ему охотно соглашались позировать кардинал Ришелье и король Британии Карл I, французский монарх Людовик XIV и Генриетта Мария Французская, хотя революция помешала воплотить ее образ.

 ·        Некоторые заказы не было осуществлены, другие утеряны. Во время пожара в Уайтхолле завершенный бюст короля Карла I в 1698 году был разбит, остались лишь эскизы и не очень удачные подделки.

 На выезде из Рима Бернини должен был работать для Лувра и королевской резиденции в 1665 году, получив приглашение от Людовика. Одаренный Джанлоренцо был хорошо принят при дворе, поработав там почти полгода. Ему оказывали почести, дали слугу и переводчика Поля де Шантелу, ставшего биографом на тот период. Но его заносчивость и чрезмерное превозношение итальянского искусства не понравилась придворным фаворитам и аристократии.
 Вероятно, из-за негативных настроений новый фасад Лувра по проекту итальянца комиссия отклонила, предпочитая своих мастеров.

 ·        Мастер утверждал, что смог победить мрамор, подобно воску, сделать его пластичным. Он говорил, что сумел скульптуру и живопись объединить до возможной грани. Судя по лучшим образцам, утверждение вполне справедливо. Точные штрихи резца по камню и манера шлифовки мрамора приближали изображенные им тела к подобию живой плоти.

Экстаз блаженной Людовики Альбертони
Экстаз блаженной Людовики Альбертони
Экстаз Святой Терезы в Церкви Сан Виттория В Риме.
Экстаз Святой Терезы в Церкви Сан Виттория В Риме.

Архитектурные шедевры

Хотя Бернини начинал как скульптор, талантливого юношу быстро приобщили к созданию архитектуры, где он проявил недюжинный талант. Пьетро да Кортона предложил ему работать над реконструкцией церкви Санта-Бибиана (1624 г.), и после удачных наработок и небольшого обучающего курса от терпеливого наставника он мог работать вполне самостоятельно.

 Благодаря состоятельности влиятельного мецената Боргезе и его любви к произведениям искусства, папы Урбан VIII, Александр VII и Иннокентий X доверили ему поиск талантливых ваятелей и архитекторов для строительства и оформления церквей и городских сооружений.

 Иннокентий X сместил великого художника с должности главного архитектора Рима но работать он не прекращал, хотя заказы были менее значимые. Во время последующего понтификата Александра VII (1655-1667) гениальность Бернини раскрылась в полной мере. Заказов поступало столько, что он не успевал их выполнять. Ему предлагали помощь ученики и другие талантливые зодчие.

 ·        У Бернини был особый дар – выражать в архитектуре то особое величие, без которого немыслимы культовые и масштабные градостроительные сооружения.

 Неприятности пришли неожиданно – трещины и возможное разрушение монументальных колонн со скульптурами, над которыми трудился Лоренцо. Это послужили поводом для раздоров и клеветы завистников. Бернини не был виноват в происходящем. Ошибка проекта была заложена на уровне закладки фундамента – по проекту Мадерно. Колонны пришлось демонтировать, чтобы сохранить здание.

 ·        Мастер сильно переживал о случившемся. Будучи набожным католиком, он просил о Божьем откровении. Ему во сне явился Ангел, убеждавший, что истина откроется позже. Это сновидение и подтолкнуло к созданию аллегорического образа Истины с тайным откровением в деснице.

 В работе над алтарем Собора Св. Петра (1624-1633 гг.) Джанлоренцо помогал Фр. Борромини – сооружению купола над могилой Св. Петра, где ранее трудился Микеланджело. По замыслу Бернини, алтарь увенчали внушительные многометровые колонны из бронзы, поддерживающие блистающий золотом балдахин. Он должен был напоминать навес над папой – по традиции богослужения при проходе через церковь. Витые колонны, крест и шар при поддержке 4 Ангелов венчают богато украшенную композицию.

 В качестве главного архитектора, Бернини доверили работу над завершением Собора Св. Петра и прилегающую площадь, палаццо Барберини, несколько церквей и другие значимые проекты. Над завершением облика дворцов Ватикана и их скульптурным оформлением мастер трудился почти 50 лет. Благодаря помощникам и ученикам, он мог параллельно работать над несколькими проектами в Риме и Ватикане.

 «Церковь Святого Апостола Андрея» (1653 г.)

 «Скала Реджиа» или «Парадная Королевская Лестница (1666 г.).

 «Дворец (Палаццо) Киджи» и «Дворец семейства Одескальки» (1665 г., Рим).

Значимые работы зрелого периода

  Масштабный архитектурный ансамбль Ватикана принадлежит гениальному Бернини. Он предложил сделать колоннаду овальной формы, объединив огромную площадь и прилегающие дворцы у Собора Святого Апостола Петра – для воплощения крупнейшего в Италии проекта.

 Площадь с живописными фонтанами эллиптической формы напоминает охват рук. Внушительные многорядные колоннады очерчивают основание Ватикана, образуя атриум, откуда в праздники папы обращаются к паломникам Ватикана. Завершается композиция, впечатляющая своей перспективой, многоступенчатым подъемом. Бернини использует свой излюбленный принцип оптических иллюзий, так что внушительный ансамбль выглядит выше, если смотреть под углом. Церковному декору Бернини уделял не меньше внимания. Последние работы Джованни Бернини:

 «Святое Святых» или «Сантиссимо Сакраменто» (1674 г.) – внутреннее убранство часовни главного Ватиканского Собора с ликами Ангелов на фоне бронзового купола.

 Изображение последних мгновений жизни Блаженного Людовика Альбертони в часовне Сан-Франческо-Рипа (1674 г.).


  Бернини большую часть жизни проработал в Риме. Он умер в возрасте 82 лет и похоронен в 1680 году в семейной усыпальнице. До последних дней Джан Лоренцо оставался неистощимым генератором идей. Грандиозные замыслы величайшего архитектора и скульптора повлияли на дальнейший расцвет всех видов искусства не только в Риме, но и по всей Европе. Несмотря на конфликты с конкурентами и некоторыми папами, талант Джанлоренцо достиг совершенства. Он внес немало новаторских предложений.

Балдахим в базилике Святого Петра в Ватикане.
Балдахим в базилике Святого Петра в Ватикане.
Церковь Сант Андрея аль Квиринале в Риме.
Церковь Сант Андрея аль Квиринале в Риме.

Биографические курьезы и память о Бернини

  Очевидцы описывают Бернини как блестящего актера и занимательного рассказчика. Но при всем своем красноречии, незаурядной творческой личности не было свойственно уязвлять своих конкурентов и обидчиков словесными колкостями. Он это делал более изощренно – увековечивал свое отношение в гримасах и позах изваяний навечно.

  У церкви Санта-Мария-сопра-Минерва (площадь Минервы) было решено установить обелиск времен Древнего Египта, украсив скульптурой. Заказ  поручил Джанлоренцо Бернини с учеником Эрколе Феррата, и к 1667 году памятник с изображением слона открыли. В описании упомянута богиня Изида, но изваяние посвящено Деве Марии. Слона ваял ученик по рисункам мастера. Современники не сразу заметили странную позу слона, собравшегося испражняться в направлении ордена Доминиканцев-иезуитов,  где отправлял богослужения враг Бернини, преподобный Дж. Палья.

 ·        Слон и сегодня развлекает изумленных туристов, отодвинув хвост и немного присев перед метанием лепешек. Так скульптор поставил последнюю точку в длительном споре с обидчиком.

  Другим подтверждением «вечного спора» гения с соперниками стало лицо речного божества. Речной дух с презрительной гримасой смотрит на фасад церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне. Хотя облик культовой постройки завершили через несколько лет после того, как фонтан благополучно функционировал,  фундамент церкви по проекту Франческо Борромини еще только строился.

  Проблема в том, что соперничество двух архитекторов шло непорядочными методами со стороны Борромини. Он очернял Джанлоренцо, обвиняя в ошибках, допущенных другими соавторами. Гениальный Бернини теснил конкурентов своими шедеврами, получая очередные крупные заказы при папском дворе, а завистникам доставались менее значимые работы.

  До периода творческой зрелости у него не было жен и серьезных увлечений, не считая непродолжительного романа с супругой его помощника, которую он отразил в мраморе.  Гулящая Констанца вскоре закрутила новые отношения с братом Бернини, менее занятым работой. Великий скульптор грозился убить соперника, гоняясь по улицам к изумлению толпы. Мраморный бюст единственной изображенной «простолюдинки» Констанцы Буонарелли (1635 г.) выставлен во Флоренции, в Национальном музее искусств.

 ·        Бернини велел слуге порезать лицо красавицы, из-за чего у него были проблемы с законом, но папская протекция спасла его от тюрьмы. В заключении оказались слуга и прелюбодейка.

 Джанлоренцо, будучи однолюбом, долго переживал личную драму, женившись в 41 год. Это был «договорной брак», то есть не по любви, а по взаимному согласию, когда муж обеспечивает семью, а жена рожает детей, стирает, убирает и готовит пищу. Сегодня многие семьи напоминают «договорной» брак тех времен. Катерина Тецио родила Бернини 11 детей, но они не превзошли своего отца по одаренности.

Один из кратеров Меркурия носит его имя, Дэн Браун упоминает работы итальянского мастера в мистическом повествовании «Ангелы и демоны». А до перехода на евровалюту портрет гения украшал одну из купюр старого образца Италии.