- +393388856734
- Италия, Рим
- svetlana.sinitsa
- romaturism@gmail.com
Сандро Боттичелли и его муза
Одного из лучших итальянских живописцев эпохи Возрождения флорентийца Сандро Боттичелли весь мир знает по его знаменитым полотнам «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры». На всех этих картинах главной героиней является одна и та же женщина – итальянка Симонетта Веспуччи, ставшая музой не только Боттичелли, но и многих других художников, литераторов XV века и последующих столетий.
Певец женской красоты
На самом деле Сандро Боттичелли звали Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Под таким именем он родился в семье кожевенника во Флоренции и был четвертым, самым младшим сыном.
По поводу прозвища «Боттичелли» (с итальянского переводится как «Бочонок») есть две версии. По одной из них оно прикрепилось к Алессандро из-за опекавшего его старшего брата Джованни, бывшего толстячком. По другой – так звали мастера-ювелира, к которому в ученики отдали юного Сандро.
Учеба у ювелира не прошла даром: подмастерье, научившийся точному ювелирному рисунку чернения, позже в живописи добьется удивительной четкости и тонкости контурных линий, уместного применения золота как примеси к краскам.
После двух лет обучения у ювелира Сандро Боттичелли в течение нескольких лет учился ремеслу живописца у лучших итальянских мастеров: у монаха-кармелита Фра Филиппо Липпи, скульптора-живописца и ювелира Андреа Верроккьо.
В 25-летнем возрасте Боттичелли уже имел собственную мастерскую. Его ранние работы – это своего рода поклонение Мадонне, которую он рисует в разных ракурсах: с младенцем, с ангелами, в розовом саду и др. Его картины отличаются задумчивостью образов, лиризмом, а в технике исполнения, в колорите, рисунке и композиции Сандро превзошел своих учителей.
С 30 лет Сандро Боттичелли становится одним из лучших портретистов своего времени. Он пишет несколько портретов представителей аристократической семьи Медичи и многих флорентийских дам.
Слава о нем выходит за пределы Флоренции. Сам Папа Римский Сикст IV пригласил Сандро Боттичелли в Рим, где он напишет 11 папских портретов и создаст для Сикстинской капеллы три фрески.
В 80-х годах XV века Сандро Боттичелли написал несколько произведений светской тематики, прославивших его на долгие века. Это картины «Весна», «Венера и Марс». «Рождение Венеры», «Портрет молодой женщины», «Аллегорический портрет женщины», 4 полотна со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо, иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.
Музой самых загадочных картин, посвященных любви («Весна», «Венера и Марс». «Рождение Венеры», «Портрет молодой женщины»), стала Симонетта Веспуччи, молодая жена Марко Веспуччи, родственника известного мореплавателя Америго Веспуччи.
Черты Симонетты Веспуччи можно увидеть и в полотнах религиозной тематики Боттичелли: «Мадонна с гранатом», «Мадонна Магнификат».
Самая красивая женщина эпохи Возрождения
Симонетта Веспуччи, урожденная Каттанео из Генуи, в 16 лет была обвенчана со своим будущим женихом и уехала с ним на его родину во Флоренцию. Там супруги сблизились с семейством Медичи, старший представитель которого Лоренцо Великолепный был главой республики. Младший брат Джулиано Медичи сразу влюбился в Симонетту Веспуччи.
Симонетту Веспуччи называли первой красавицей флорентийского Ренессанса. Ее награждали самыми лучшими эпитетами: Несравненная, Бесподобная и Прекрасная Симонетта. У нее был тихий спокойный характер, такой простой, невинный образ, что каждому мужчине хотелось быть ее спутником и помогать ей.
На одном из рыцарских турниров при дворе Медичи Симонетта Веспуччи получила звание Королевы красоты. Ее портрет в образе богини Минервы на штандарте работы Боттичелли нес оруженосец Джулиано Медичи, выигравшего этот турнир. А Симонетту перед всеми флорентийцами объявили дамой сердца победителя.
Хотя в документальной хронике нет прямых доказательств, что Симонетта Веспуччи и Джулиано Медичи были любовниками. Более того, в любовники Симонетте приписывают и самого Сандро Боттичелли, который, кстати, так до самой смерти и не женился.
Симонетта Веспуччи умерла в очень раннем возрасте 23 лет. Как считают итальянские эндокринологи Паоло Поццилли и Анна Мария Колао, сделавшие анализ по пяти портретам Симонетты работы Боттичелли, причиной ее смерти могла быть аденома гипофиза с галактореей (непроизвольной лактацией). На картине «Аллегорический портрет женщины» у женщины из груди истекает струя молока. Болезнью, возможно, объясняется также загадочная фарфоровая бледность женщины, ее грустное лицо.
Смерть красавицы Симонетты Веспуччи оплакивала вся Флоренция. Ее последний путь в открытом гробу сопровождала толпа рыдающих людей. Даже в гробу она была невероятна красива, как писали очевидцы того времени, даже прекраснее, чем при жизни.
Сандро Боттичелли переживет свою музу на 43 года, он умрет в 66-летнем возрасте. Но образ Симонетты и после смерти продолжал вдохновлять Боттичелли на новые творения, он рисовал ее по памяти. По завещанию Сандро Боттичелли он был похоронен на кладбище флорентийской церкви Chiesa di Ognissanti (в переводе «Всех святых») у ног своей музы Симонетты Веспуччи.