Италия с гидом

Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

Лука Синьорелли, на его работах учился сам Микеланджело Буонаротти

Итальянский художник Лука Синьорелли, живший на стыке XV и XVI веков, творил в эпоху Раннего и Высокого Возрождения. Он был уважаемым человеком, широко известным всей Италии. Его работы, выполненные в жанре религиозной живописи, в основном фрески, монументальны. Их можно увидеть во многих соборах и дворцах в городах Средней Италии. Главным шедевром Синьорелли стал цикл фресок в соборе Орвието региона Умбрия в центральной Италии.

Небедный художник

Лука Синьорелли родился в регионе Тоскана, в небольшом провинциальном городке Кортона. Поэтому художника прозвали Лукой из Кортоны.

Его дядя, брат матери, Лаззаро Вазари, написавший «Жизнеописания» об известных деятелях искусства, рекомендовал Луку в обучение крупнейшему художнику того времени Пьеро делла Франческа.

Свои ранние работы юный Лука выполнил по заказу для городов Ареццо и Читта-ди-Кастелло. Потом молодому художнику подвернулся случай показать свои творения правителю Флоренции, герцогу Лоренцо Медичи. Картина, написанная им для влиятельной особы, исчезла во время II мировой войны.

С легкой руки высокопоставленного герцога творческая карьера Луки Синьорелли пошла вверх. Его образ жизни сильно отличался от других художников. Он был небеден, жил на широкую ногу, одевался в дорогую одежду. Как пишут хроники тех времен, Лука жил скорее, как почтенный господин, чем как художник. У него были приятные манеры, подвешенный язык.

Синьорелли, кроме живописи, еще ходил на службу. Он работал в официальных муниципальных учреждениях в Кортоне, был включен в состав комитета по оценке проектов фасада собора во Флоренции.

Слух о талантливом мастере Луке Синьорелли дошел до Рима. Сам Папа Римский Сикст IV лично неоднократно приглашал его для работы над фресками в часовне Дома Девы Марии в Лоретто и стены Сикстинской капеллы в Ватикане.

Через 6 лет работы в Риме Синьорелли возвратился на родину, однако периодически выезжал для выполнения заказов главы католического престола. Последние годы жизни живописец провёл в родном городе, он имел свою мастерскую, где обучал учеников.

Живое тело

Синьорелли, как ученик Пьеро делла Франческа, смог превзойти своего мастера: статичные фигуры учителя у Луки превращались в натуралистичные изображения человеческого тела в движении. Реалистичность тела, особенно обнаженного, – главный конек Луки из Кортоны.

Удивленные тем, сколько времени Синьорелли уделял анатомии человеческого тела, злые языки судачили, что он обучался этому на похоронах. И этому есть даже подтверждение. Антонио, молодой сын Луки Синьорелли, красивый и статный парень, умер в Кортоне во время эпидемии чумы.

Художник велел раздеть мертвого сына, и, несмотря на великое горе, твердой рукой, без рыдания и слез, успел написать его красивое тело, чтобы навечно запечатлеть образ родного ему человека, которого провидение божие его лишило. Позже облик сына был увековечен в образе мертвого Христа во фресках в Капелле ди Сан Брицио в Орвието.

Умение писать нагое тело так, что оно кажется живым, роднит рисунки Синьорелли с работами Микеланджело. Последний, кстати, многому учился у Синьорелли. Особенно сильно влияние Луки из Кортоны ощущается в «Страшном суде» Микеланджело в папской капелле в Ватикане. Например, в образах ангелов, злых демонов, расположении картины небес.

Оба живописца были хорошо знакомы. Известно, что Лука Синьорелли однажды даже взял деньги в долг у Микеланджело, и тот жаловался в письме, что должник не торопится возвращать должок.

Шедевральные фрески в Орвието

Наиболее значительными работами итальянского живописца Луки Синьорелли являются:
  • 8 фресок, описывающие житие святого Бенедикта, в сиенском монастыре Монте-Оливето-Маджоре;
  • мифологические фрески во дворце управляющего города Сиена Пандольфо Петруччи;
  • фрески на темы Страшного Суда и последнего судного дня в Капелле ди Сан Брицио в Орвието, которую еще называют Капелла Нуова, что означает «новая».

В архиве документов Кафедрального собора святого Брицио, известного также под именем Капеллы Мадонны ди Сан-Брицио, сохранился договор подряда работ для Луки Синьорелли от 5.04.1499 г. Ему доверили завершить роспись, которую начал ранее, 15 лет назад, в 1447 году, другой живописец Фра Анджелико.

По данному контракту Лука Синьорелли получил:
  • за роспись потолочных сводов – 200 дукатов;
  • за стеновые фрески – 600 дукатов;
  • оплату полного пансиона (питание, проживание – квартиру рядом с собором) на три года;
  • ежемесячно – по 2 кварты зерна пшеницы и вина, сколько сможет выпить.

Чтобы иметь представление о заработке художника, надо знать, что мастера в XV веке зарабатывали 20-25 дукатов в год, а коня можно было купить за 30 дукатов.

После росписи Капелла Нуова в Орвието Лука много работал, но в его поздних работах участвовали ученики, сам он уже не смог повторить уровень своих творений 1490-1505 годов.